Фасадные изразцы и плитка у древних

Первоначально изразцы применялись как элементы архитектуры и как отделка интерьера — стен, полов, потолков. Вообще, изразцами считали любые декоративные керамические элементы, которые отличались от простой, не покрытой глазурью, плитки — формой, рельефом, росписью, яркой глазурью. Это сегодня расписанные или политые керамические элементы мы считаем плиткой, выделяем отдельно архитектурные керамические элементы, а изразцами называем именно плитку с румпой, предназначенную для каминов и печей.

Digital CameraВ сущности, изразцы возникли где-то на тысячу лет позже обожженного кирпича, а именно две тысячи лет до Р.Х. ( считается, что обжиговый кирпич был найден в Месопотамии , и датируется 3-м тысячелетием до Р.Х.) Первые изразцы были найдены в Египте, внутренние камеры ступенчатой пирамиды фараона Джосера в Саккаре облицованы голубыми изразцами.

 

 

Вавилон крылатый ЛевДальнейшее развитие технологии обработки камня и вкусы фараонов , и его отсутствие в других предопределило тот факт, и следующий этап развития изразцов как элементов отделки произошел на Ближнем и Среднем Востоке в первом тысячелетии до н.э. , благодаря царям Ассирии, Вавилона,Персии . Изразцы, глазурованный фасонный кирпич и плитка украсили дворцы тех времен.

 

 

cat7-image0102И третьей волной , расцветом, можно считать развитие применения изразцов в архитектурном искусстве ислама, которое началось примерно в 750 году и длилось до 16-17 века. Благодаря развитию технологии формовки, обжига и глазуровки керамика получила широчайшее распространение в декоративной отделке мечетей, дворцов и замков.

 

 

Digital CameraБлагодаря Востоку, частично через мавританское завоевание Испании, частично — торговыми путями через итальянские города-государства, керамика проникла в Европу, и по сей день Испания и Италия считаются законодателями керамической моды. Где-то в этот же период изразцы ( образцы ) применяются для архитектурной отделки храмов и дворцов на Руси, и только чуть позднее разделяется понятие изразец как плитка с румпой для печи  и изразец как архитектурный отделочный элемент.

 

Крещение Киевской Руси и строительство храмов, влияние Византии привело к мощному развитию строительства в целом, и в частности появления архитектурно-строительной керамики. Так использование специальных керамических горшков «голосников» является византийской традицией . «Голосники» применялись при сооружении стен, арок, парусов купольных конструкций для уменьшения их веса , а так же как резонаторы ( для этого их вмуровывали отверстиями внутрь храма ). Эта техника впоследствии оказала влияние на строительство ранних кафельных печей.  Развивались ремесла, в Киеве X-XII веков специализация углубилась настолько, что от гончаров отделились  «корчажники», «плинфоделы», «плиточники». Печи в городских домах уже строили не только из глины, но применяли плинфу, бой гончарной посуды, камни. Уже тогда изразцы покрывались прозрачными многоцветными глазурями.

Керамическая плитка стала распространенным и характерным декоративным материалом, естественно это касалось культовых сооружений и княжеских хоромов. Применение плитки , вероятно, пошло от территории Северного Причерноморья, где были сильны строительные традиции древней Эллады. Например, фрагменты плитки в облицовке окон и дверей , пола обнаружены в древнем Херсонесе. Влияние Византии, где переплелись Ближний Восток и Средиземноморье, подтолкнуло процесс изготовления керамической плитки. Производство гладких политых ( одноцветных и расписанных ) плиток началось в Киеве, откуда распространилось и на другие земли Киевской Руси, в том числе и на территорию современной России. И если изначально политые плитки применялись как недорогой способ имитации мозаик византийских храмов ( Десятинная церковь, Софиевский собор ) , то далее их производство переросло в самостоятельный вид самобытного художественного ремесла в киевских землях. Цвета применялись желтый, зеленый, красный, реже — синий, голубой, черный. Формы для пола применялись  - квадратная, прямоугольная, треугольная, ромбовидная, реже — лекальная. Политая керамическая плитка стала одним из главных инструментов создания художественно системы интерьера монументальных сооружений Княжеского периода Руси.

Параллельно в Галичине развивалось изготовление рельефной керамической плитки, оттиск на которой делался с помощью резной деревянной формы-матрицы. Появились невиданные ранее в наших краях мотивы — львы, грифоны, сирины, птицы с распущенными хвостами — пришедшие, скорее всего, через Византию из Ирана, Персии.

Монголо-татарское нашествие приостановило бурное развитие керамики на территории Украины-Руси. Заслонив Европу от нашествия,  наши предки собирали силы для будущего освобождения. Позднее политые киевские плитки, рельефная галицкая плитка и традиции вмуровывать горшки «голосники» в строительные конструкции явились фундаментом для развития в Украине   изразцов как печного материала. ( продолжение )

При этом на территории современной России , в Москве, Ярославле, Пскове , после освобождения от ига, изразцы получили дальнейшее развитие именно как фасадный декор, «строительные изразцы», заменившие белокаменную резьбу . Большее, чем прежде, получил распространение кирпич, и в украшении зданий ему с XV века сопутствовали керамические элементы из красной глины с тисненым узором, резные пояса, не покрытые поливой. Они представляли собой плитку с румпой для крепления в стене, не покрывались глазурью, и назывались «красными» изразцами. Первоначально преобладали народные и сказочные мотивы, диковинные звери . Затем оказали влияние итальянские зодчие ( Кремль Московский строить приехали — эпоха Возрождения, как никак ) — появились повторяющиеся орнаментальные многорядные фризы, балясины, классические тяги, рельефы из листьев аканта, иоников, бусин, даже стилизованных дельфинов .

Расширение цветовой гаммы произошло на сто лет позднее — появился зеленый » муравленый» изразец ( свинцовая глазурь «мурава» была известна намного раньше ). Производство многоцветных «ценинных» рельефных ( или «фряжских») изразцов в Москве было начато благодаря белорусским  мастерам, прибывшим с тогдашних Литовских земель. Они привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего цвета. Они хорошо сочетались с пышным наружным декором церковных и светских зданий, так называемым «узорочьем». Большинство храмов, построенных в конце XVII века в России, украшалось ценинными фасадными изразцами и изделиями в виде клейм, поясов, фризов, обрамлялись окна и дверные порталы, плиткой с рельефными надписями, розетками, барельефами с изображением херувимов и евангелистов.

Наружный изразцовый декор выходит В России из употребления в XVIII веке, петровская эпоха потребовала новых решений, украшавшие фасады единороги, грифоны, сирины уже выглядели анахронизмами. Как в Украине, изразцы становятся, главным образом, печным материалом ( продолжение).