Изразцы как печной материал, история

Изразцы как печной материал получили активное развитие на территории Украины, России и Белорусии после татаро-монгольского нашествия, в XV веке. Толчок дали контакты украинских земель с западноевропейской культурой, и далее процесс пошел в Россию. Но решающим был предыдущий высокий уровень развития гончарства и богатые местные художественные традиции. Начало было положено в западно-украинских городах, замках, монастырях, где концентрировались деньги, деловая активность, спрос и лучшие ремесленники — во Львове ( первая — в 1523 году ) , Луцке, Остроге появились специализированные «кафельные» цеха, мастерские. В Киеве , центральной и восточной Украине разделение по специализации произошло позже — в XVI веке. В Киеве крупный ремесленный центр, где изготавливались «кахлі» находился на Подоле , в ремесленной слободе «Гончары».

Форма кафеля , тип печи , период времени и место влияли и на форму печи — так в средние века печи напоминали модели готической архитектуры. Конструкция изразцов прошла во всех странах Европы длинный путь  эволюции  - изначально горшковые ( со времен Древнего Рима ) , затем полуцилиндрические, мисочные, нишеподобные, выпуклые, ранние плиточные — пока не приобрела известную нам сегодня «коробчатую» конструкцию плитки с румпой.  Именно появление на лице изделия прямоугольной плитки дало широкие возможности для декорирования кафеля. Дальнейшее развитие изразцов на территории Украины уже касалось изображаемых мотивов ( иконография, орнаментальные мотивы, геральдика, сюжеты ), методов изготовления и развития глазуровки. Кроме непосредственно «кахлів» как плитки с румпой, выпускались архитектурно-декоративные и функциональные элементы типа вставок, зубцов, столбиков, башенок, шишек, колонн и полуколонн и прочих. Образовались локальные традиции, присущие разным регионам ( Галичине, Среднем Поднепровью , Левобережью  ) , которые характеризовались композиционно-стилистическими особенностями, техническими приемами росписи и глазуровки.

В России изразец прошел длинный путь преобразования от фасадного элемента до печного . Фасадные изразцы имели высокий рельеф , у печных изразцов он стал меньше. Расширялась цветовая гамма — начиналось с выпуска «красных» изразцов , затем зеленых «муравленых»  , и наконец — разноцветных «ценинных» ( пик развития — конец XVIII века ). Новый облик России в эпоху Петра Первого потребовал другой архитектурный облик зданий, фасадные изразцы перестали использовать. Петр стал инициатором изготовления гладких живописных печных изразцов, по образу голландских дельфтских - синяя роспись по белому. Меняются изображаемые сюжеты : мужчины и женщины в костюмах того времени, «заморские» народы, всадники, воины, охотники, звери, птицы, цветы, появляется портретная роспись. Появляются сцены из городской и сельской жизни, бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера. Интересны и подписи под сюжетами : «Апонская госпожа», «Кавалеры гишпанские», «Елень дикая», «Познают мя от кохтей», «Пою печально», «От гласа погибаю»…

Изразцовые печи в XIX веке появились в зажиточных домах крестьян и горожан, потребовались более дешевые изделия, которые предложила промышленность. Сюжеты и роспись стали более простыми, изразцовое искусство, созданное народными мастерами, исчезли яркость, индивидуальность .